Классному руководителю

Положение о МО классных руководителей

развернуть

ПОЛОЖЕНИЕ  О   МЕТОДИЧЕСКОМ   ОБЪЕДИНЕНИИ

КЛАССНЫХ  РУКОВОДИТЕЛЕЙ

I. Общие положения.

    1.1. Методическое объединение классных руководителей

-   структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.

II. Основные задачи

2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и  педагогики воспитательной работы.

2.2  Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.

2.3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. 

2.5.Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта классных руководителей. 

2.6.Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных руководителей.

 3. Функции методического объединения

3.1. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных руководителей.

3.2. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.

3.3. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.

3.4. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.

3.5. Обсуждение социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.

3.6. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

4. Документация

-список членов метод. объединения;

-годовой план работы МО;

-протоколы заседаний МО;

-программы деятельности;

 -аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля ( копии справок, приказов);

-инструктивно - метод. документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;

-материалы « методической копилки» классного руководителя.

5. Структура плана МО классных руководителей

5.1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся воспитанников и анализ работы МО, проведенной в предыдущем учебном году.

5.2. Педагогические задачи объединения.

5.3. Календарный план работы МО, в котором отражаются:

-план сессий ( заседаний) МО;

-график открытых мероприятий классов;

     -участие МО в массовых мероприятиях школы.

5.4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:

      -   темы самообразования классных руководителей:

      -   участие в курсах повышения квалификации

      -   подготовка творческих работ, выступлений докладов на конференциях;

 -   работа по аттестации педагогов.

5.5. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.

5.6. Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.

 6. Функциональные обязанности руководителя МО классных руководителей

   6.1.Руководитель МО объединения классных руководителей отвечает:

- за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности МО классных руководителей;

 - за пополнение методической копилки классного руководителя;

      - за своевременное составление документации о работе объединения и

проведенных мероприятиях;

      - за соблюдение принципов организации воспитательной работы;

      - за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;

      - за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;

      - за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей.

  6.2.Руководитель МО объединения классных руководителей организует:

- взаимодействие классных руководителей-членов м\о между собой и с другими подразделениями школы;

- открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания МО в других формах;

- изучение, обобщение и использование в практике передового  педагогического опыта классных руководителей;

- консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

- координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

- содействует  становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;

- принимает участие в подготовке и проведении аттестации классных руководителей.

свернуть

Требования к документации

развернуть

Требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования

Статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании определен перечень программно-планирующей документация воспитания. При организации идеологической и воспитательной работы необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами и информационно-методическими материалами по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (Приложение 1 к инструктивно-методическому письму Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году»).

          Каждое учреждение общего среднего образования разрабатывает организационно-управленческую модель документального сопровождения воспитательного процесса.  

Основный компонент данной модели:

Программа воспитания учреждения общего среднего образования сроком на 5 лет .

         Программа воспитания учреждения общего среднего образования разрабатывается в учреждении образования сроком на пять лет на основе Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, областной, районной (городской) Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи и определяет цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитанияобучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся и утверждается руководителем учреждения образования. Каждое учреждение образования может составлять на основе региональных и республиканских мероприятий циклограмму общешкольных воспитательных дел.

         Значимый компонент модели документального сопровождения воспитательного процесса – планирование различных направлений идеологической и воспитательной работы. Назначение планов – упорядочить деятельность всех участников образовательного процесса по указанным направлениям, обеспечить его организованность, согласованность, скоординированность, системность, логику и последовательность реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию идеологической и воспитательной работы, а также единство и взаимосвязь с учебным процессом.

       При составлении планов необходимо соблюдать следующие требования:

  • соответствие целей, направлений, содержания планов нормативным правовым документам и информационно-методическим материалам Министерства образования по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования, годовому плану учреждения общего среднего образования;
  • актуальность и целенаправленность – отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на достижение цели и решение задач воспитания обучающихся в соответствии с нормативными требованиями;
  • психолого-педагогическая обоснованность мероприятий;
  • разнообразие форм, методов идеологической и воспитательной работы, деятельностный, системный, перспективный характер мероприятий.

         В целях совершенствования воспитательной деятельности, более детального ее планирования наряду с планом идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на текущий учебный год составляются планы, рассчитанные на четверть (полугодие). Такие планы разрабатываются в форме таблицы, графика – планы-графики, планы-сетки мероприятий, что позволяет более рационально планировать и без перегрузок реализовывать предстоящую работу с учетом возможностей подготовки конкретных мероприятий.

       В учреждении образования разрабатываются:

       План идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования на текущий учебный год (далее – план).

       План разрабатывается на основе программы воспитания учреждения общего среднего образования и является разделом годового плана учреждения общего среднего образования. Мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, в том числе в шестой школьный день, (названия мероприятий, сроки, место их проведения, участники, а также ответственные за их проведение) входят в подразделы данного плана.

      План идеологической и воспитательной работы на четверть (полугодие), включая работу на каникулах.

       План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (составляется на период реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении).

        План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

       План работы Совета профилактики (входит в план работы учреждения) и протоколы заседаний Совета профилактики.

       План работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей.

       Рекомендуемая модель плана идеологической и воспитательной работы – по содержанию воспитательной деятельности, в соответствии с основными составляющими непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи:

  • идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
  • нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;
  • воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии  и социальном взаимодействии, психологической культуры;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;
  • гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

        В структуре учетно-планирующей документации также должны быть представлены:

  1.   Программы объединений по интересам, разработанные на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи  (статья 239 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
  2.  Индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи, экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи (в случае необходимости).
  3. Локальные акты (положения): о методическом объединении классных руководителей, о школьном самоуправлении и др.
  4.  Расписание работы объединений по интересам (кружков, секций и т.д.).
  5.  Информационно-аналитический банк результатов мониторинговых исследований воспитательного процесса.
  6. Аналитический отчет учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год.

        Вся необходимая органам управления образования и заинтересованным структурам аналитическая информация должна содержаться в отчете учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год, а также в аналогичных отчетах конкретных специалистов (педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя, педагогов-организаторов, специалистов СППС). Недопустимо требование различными местными управленческими и методическими структурами от педагогических коллективов подготовки дополнительных многочисленных текущих отчетов (аналитических информаций) локального значения.

Документация, которую необходимо вести педагогическому работнику, выполняющему функции классного руководителя:

  1. План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на  четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).
  2.  Социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном   состоянии в течение года).
  3. Аналитический отчет о воспитательной работе за год.

Документация, которую необходимо вести педагогу-организатору:

  1. План работы педагога-организатора на год.
  2. План работы на четверть (полугодие).
  3. Аналитический отчет о работе за год.

Документация ОО «БРПО»:

  1. План работы пионерской дружины (включая разделы по планированию заседаний совета дружины,  работы школы актива и т.п.).
  2.  Решения заседаний совета дружины.
  3.  Краткий аналитический отчет о деятельности пионерской дружины за год.

Документация ОО «БРСМ»:

  1. План работы первичной организации на год.
  2. Протоколы собраний.
  3. Краткий аналитический отчет о деятельности первичной организации за год.

Документация СППС учреждения образования:

  1. План работы СППС учреждения образования на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования).
  2. Планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (семестр, полугодие).
  3. Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год.
  4. Графики работы специалистов СППС учреждения образования.
  5. Социально-педагогическая характеристика учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя).
  6. Материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы).
  7. Отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.
  8. Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

        В соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»  и постановлением Министерства образования от 26.07.2011 № 116  «Об утверждении  Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования создаются  социально-педагогические и психологические службы (далее – СППС). Учреждения образования разрабатывают Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. В приказе о создании СППС указывается ответственное лицо, на которое возлагается руководство СППС, это может быть руководитель учреждения образования либо его заместитель (руководитель структурного подразделения). Руководитель отвечает за перспективное планирование.

       В план работы СППС включаются мероприятия по следующим направлениям:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся защита прав и законных интересов обучающихся;
  • изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
  • выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
  • участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
  • изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
  • организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
  • участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
  • повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
  • оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;
  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности и др.

          Подробный план работы СППС дает нормативное основание для проведения работ, привлечения к ним педагогов, других работников, использования оборудования и помещений.

         Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС учреждения образования в соответствии спланом воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (составленного на основании Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденной приказом Министерства образования от 24.05.2011 № 336) и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47 в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 117) и утверждаются руководителем учреждения образования.

         Министерство образования обращает внимание на то, что акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних (по форме Приложения 2 к Инструкции от 28 июля 2004 г. № 47) составляются только при подготовке решения о постановке обучающихся на учет (снятии с учета) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Другая информация о посещении семей составляется в свободной форме, но обязательно с указанием цели посещения и соответствующих выводов.

          Педагог-психолог и педагог социальный самостоятельно определяют вид текущего планирования с учетом сложившейся традиции планирования и специфики функционирования учреждения образования. Это могут быть планы на четверть, семестр, полугодие. В отличие от  плана работы на год, в текущем плане детализируются, уточняются по времени запланированные раннее мероприятия, а также включаются виды работ, диктуемые актуальной ситуацией.

         К необходимым видам учетно-планирующей документации СППС учреждения образования также относятся документы, сопровождающие оказание следующих видов психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и просвещение, а также психолого-педагогическую диагностика как составная часть любого вида психолого-педагогической помощи. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования.

         Специалисты СППС ведут журнал учета консультаций участников образовательного процесса, в котором фиксируются фамилии, имя, отчество обратившихся или шифр в случае анонимного обращения, тема консультации, рекомендации консультируемого, при необходимости могут вносится планируемые дальнейшие действия специалиста (например, пригласить кого-либо на беседу, дать рекомендации педагогам и т.д.). 

         Коррекционная (развивающая) психологическая помощь документально обеспечивается используемыми программами (с указанием источника или списка  использованной литературы при самостоятельном составлении программы), схемами проведенных занятий, списками участвовавших в них, а также кратким рефлексивным аналитическим материалом  по итогам реализации программы.

       Психопрофилактическая и просветительская помощь предполагает накопление используемых материалов лекций, бесед, проведенных занятий и игр, сценарии мероприятий, рекомендаций, изданных методических материалов, листовок и т.п.

        При реализации диагностического направления работы специалисты  хранят используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, записки по итогам проведения исследований и т.д.

        Рабочая документация специалиста СППС учреждения образования определяется актуальными потребностями специалиста и включает оптимальное количество документов для организации и фиксации его профессиональной деятельности. Этика профессиональной деятельности требует, чтобы каждый вид работы сопровождался подготовкой тех или иных документов, подтверждающих начало, ход и окончание процесса.

       Необходимо четко различать документацию СППС и документацию специалистов СППС. Каждым сотрудником службы ведется своя (личная) необходимая для работы документация, т.н. рабочая документация. К ней могут относиться планы работы специалистов на год (в отличие от плана работы СППС), рабочие планы отдельных мероприятий, промежуточные записи о сопровождении случаев и т.п.

        В процессе сбора данных об учащихся также накапливаются справки, выписки из документов, позволяющие в дальнейшем составлять психолого-педагогические характеристики обучающихся. Документы такого рода не подлежат строгой формализации и регламентированию. Следует избегать составления излишних тематических планов и папок. При увольнении специалисты СППС передают соответствующую документацию руководителю СППС или сдают на хранение руководителю учреждения образования.

        Местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям органов управления образованием недопустимо на уровне области, района (города) разрабатывать и предъявлять к исполнению учреждениями общего среднего образования нерегламентированные нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями Министерства образования требования к ведению планирующей и учетно-отчетной документации по организации идеологической и воспитательной работы и загружать педагогических работников несвойственными их функциональным обязанностям поручениями по выполнению данных требований.

свернуть

Функциональные обязанности классного руководителя

развернуть

Функциональные обязанности классного руководителя государственного учреждения образования «Боровской учебно-педагогический комплекс ясли-сад - средняя школа»

  1. Общие положения
    1. Классный руководитель назначается и освобождается директором школы.
    2. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.
    3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства и Министерства образования Республики Беларусь, распорядительными документами отдела образования Минского районного исполнительного комитета по вопросам воспитания учащихся, Уставом гимназии, Правилами внутреннего трудового распорядка.
    4. Классный руководитель соблюдает Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Функции

  1. Организация образовательного процесса

Классный руководитель:

-      занимается воспитанием учащихся, формированием у них общей культуры, содействует социализации обучающихся;

-      защищает права ребёнка, организовывает выполнение учащимися Устава школы;

  • осуществляет контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся;
  • ведет в установленном порядке документацию класса, проверяет дневники учащихся в конце каждой недели, следит за правильностью записей в нем, отмечает количество пропущенных уроков, делает замечания о поведении учащихся;
  • сотрудничает с учителями-предметниками, педагогом социальным, педагогом-психологом, создает комфортные психологические условия для пребывания ребенка в школе;
  • проводит индивидуальную работу с учащимися и их родителями по повышению успеваемости класса;
  • планирует и организует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса, плана работы школы на текущий учебный год;

-     организует горячее питание учащихся класса, обеспечивает  соблюдение санитарно-гигиенических требований учащимися класса при приеме пищи;

-     организует досуг учащихся в каникулярное время;

-     участвует в организации летнего оздоровления учащихся в школьных и профильных лагерях;

  • в обязательном порядке посещает все инструктивные совещания, в случае своего отсутствия на них (независимо от причины) обязан сообщить об этом заранее, узнать содержание прошедших совещаний, а также выполнить в срок все указания, полученные на этих совещаниях.
    1. Работа с семьей

Классный руководитель:

  • проводит диагностику семейных отношений, микроклимата семьи;
  • посещает учащихся своего класса на дому, проводит рейды «Подросток», «Семья», изучает быт ребенка, условия его воспитания и обучения; выявляет неблагополучные, малообеспеченные семьи, семьи с  признаками ненадлежащего воспитания и содержания детей в семьях, а также неполные семьи; оказывает содействие и осуществляет первостепенный контроль за детьми из данных семей, планирует более частые их посещения в целях оказания помощи, а также профилактики правонарушений учащихся;
  • привлекает родителей к активному участию в жизни класса и школы: коллективной трудовой деятельности, участию в подходах, экскурсиях, спортивных и других мероприятиях;
  • проводит родительские собрания и заседания родительского комитета, дни открытых дверей для родителей, обобщает и пропагандирует опыт семейного воспитания, проводит семейные встречи и праздники, организует семейные кружки и выставки;
  • организует работу по государственной защите детей, находящихся в социально опасном положении.
    1. Организация самоуправления в классе

Классный руководитель:

  • организует в начале учебного года выборы актива класса, распределение поручений для учащихся,  осуществляет руководство и контроль за их деятельностью;
  • оказывает педагогическую помощь в организации и работе ученического самоуправления, первичных организаций БРСМ, БРПО.
  • выявляет уровень интересов детей, вовлекая их в работу кружков, спортивных секций, занятий по интересам.
    1. Трудовая деятельность класса

Классный руководитель:

  • организует дежурство учащихся, привлекает их к уборке класса, школы, школьного двора, к работе в ремонтных бригадах, другим трудовым акциям;
  • ведет учет трудовых дел каждого ученика;
  • организует ученический коллектив для проведения общешкольных  мероприятий.
  1. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция

Классный руководитель:

  • проводит диагностику личности (при помощи педагога-психолога): выявляет уровень тревожности ребенка, его индивидуальные способности, уровень адаптации к школе, воспитанности и др.
  • регулярно изучает классный коллектив: определяет уровень его воспитанности, развития, сплоченности и т.д., наблюдает за развитием межличностных отношений, психологического климата в коллективе и др.;
  • изучает семьи учащихся;
  • изучает социум ребенка, его окружение, наклонности и способности;
  • создает социальный паспорт класса;
  • определяет основные методы и формы работы с классом, способствующие формированию коллектива детей и родителей, воспитанию каждого ребенка.
    1. Индивидуальная работа с детьми

Классный руководитель обязан:

  • вести дневник наблюдений за детьми своего класса (журнал классного руководителя);
  • на основе психолого-педагогической диагностики выявлять детей, имеющих склонности к различным видам деятельности, изолированных детей, а также детей, склонных к совершению аморальных поступков и правонарушений;
  • создавать индивидуальные планы работы с этими детьми, вовлекая их в общешкольную и классную деятельность.
    1. Работа по обеспечению здоровых и безопасных условий воспитательного процесса в классе

Классный руководитель:

  • ежедневно до начала занятий, а также в течение всего учебного дня контролирует в закрепленном за классом учебном помещении состояние правил безопасности. В случае нарушения требований общей безопасности, санитарно-гигиенических правил, угрожающих здоровью и жизни учащихся, принимает меры по их устранению или переводит учащихся в другое помещение, сообщив об этом администрации школы.
  • организует в учебном классе безопасное состояние помещения, мебели, электропроводки, электросветильников, наглядной агитации;
  • выполняет сам и обеспечивает выполнение всеми учащимися класса правил общей безопасности в школе;
  • не выполняет сам и не допускает учащихся к выполнению работ, не отвечающих требованиям безопасности;
  • не допускает внесения в официальные документы (классные журналы, журналы регистрации инструктажей, дневники учащихся и т.п.) ложных сведений и записей по вопросам охраны труда;
  • ежегодно перед началом отопительного сезона в целях обеспечения нормального температурного режима организует в классе оклейку окон;
  • при проведении любых массовых мероприятий, походов, работ проводит обучение мерам безопасного поведения учащихся своего класса;
  • организует питание учащихся в столовой;
  • сообщает директору школы, его заместителям о каждом несчастном случае, которые произошли с учащимися класса;
  • осуществляет надлежащий надзор за учащимися, чтобы не допустить совершения учащимися действий, наносящих ущерб своему здоровью и жизни, а также другим учащимся или работникам школы
  • не допускает служебной халатности и несет личную ответственность за сохранение здоровья и жизни учащихся при проведении классных, школьных и внешкольных  мероприятий.

2.8.   Работа по организации шестого школьного дня

Классный руководитель:

  • планирует и обеспечивает качественное проведение мероприятий с классом в шестой школьный день;
  • обеспечивает организацию свободного времени детей и подростков в шестой школьный день;
  • ведет учет посещаемости учащимися класса мероприятий шестого школьного дня;
  • взаимодействует с семьей по включению родителей в организацию шестого школьного дня;
  • предоставляет ежемесячно отчет с приложением фотографий о проведении  с классом мероприятий шестого школьного дня (срок: до 5 числа следующего календарного месяца).

Права

Классный руководитель имеет право:

  1. На защиту профессиональной чести и достоинства.
  2. Выбирать и использовать методики воспитания.
  3. На повышение своего профессионального уровня.
  4. На защиту от необоснованного вмешательства в свою профессиональную деятельность со стороны родителей.
  5. Устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка в целях педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.

Ответственность

Классный руководитель:

  • несет ответственность за жизнь и здоровье учеников класса, обеспечивает безопасную организацию и проведение образовательного процесса;
  • регулярно проводит с учащимися класса занятия по обучению мерам  безопасного поведения;
  • овладевает здоровьесберегающими воспитательными технологиями;
  • проводит регулярную просветительскую работу по формированию у учащихся основ здорового образа жизни;
  • обучает учащихся планировать свой рабочий день, соблюдать режим дня, выбирать оптимальный режим учебной нагрузки;
  • несет ответственность за повышение уровня воспитанности учащихся класса.

Взаимоотношения. Связи по должности

Классный руководитель:

  1. Работает в режиме шестидневной школьной недели.
  2. Получает от администрации школы, социально-психологической службы материалы нормативно-правового и организационно-воспитательного характера.
  3. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с администрацией, социально-психологической службой, педагогическими работниками школы.
свернуть

Рекомендации классным руководителям в работе с подростками

развернуть

1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

свернуть