Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Боровская средняя школа имени Л.В.Володько»
1. Дидактическая задача этапа
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока
2. Содержание этапа
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности
3. Условия достижения положительных результатов
Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся
5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность
6. Способы активизации на уроке
Запись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса
7. Ошибки, допускаемые при реализации
Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность
1. Дидактическая задача этапа
Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом ЗУН
2. Содержание этапа
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты
3. Условия достижения положительных результатов
Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся классов
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом
5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий
6. Способы активизации на уроке
Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся
7. Ошибки, допускаемые при реализации
Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий
1. Дидактическая задача этапа
Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся 1-4-х классов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования
2. Содержание этапа
Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН
3. Условия достижения положительных результатов
Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки глубины, прочности и осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихъся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся
5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа
6. Способы активизации на уроке
Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок
1. Дидактическая задача этапа
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
2. Содержание этапа
Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала ; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы
3. Условия достижения положительных результатов
Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане ; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимися цели на различных уроках
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
1. Дидактическая задача этапа
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН
2. Содержание этапа
Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися
3. Условия достижения положительных результатов
Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализ, сравнения, абстрагирования, обобщения конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения
5. Требования к реализации дидактической задачи урока
Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала
6. Способы активизации на уроке
Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности
7. Ошибки, допускаемые при реализации
Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения
1. Дидактическая задача этапа
Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы
2. Содержание этапа
Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий
3. Условия достижения положительных результатов
Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников
ЭТАПЫ |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
1. Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5. Первичная проверка понимания. |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6. Закрепление знаний и способов действий. |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7. Обобщение и систематизация знаний. |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. |
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8. Контроль и самопроверка знаний. |
Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9. Подведение итогов занятий. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10. Рефлексия. |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
11. Информация о домашнем задании. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Критерии |
Показатели |
Обоснованность целей (задач) учебного занятия |
соответствие целей (задач) требованиям учебной программы |
соответствие целей (задач) типу учебного занятия |
|
оптимальность постановки образовательной цели (задач) |
|
диагностичность образовательной цели (задач) |
|
оптимальность цели (задач) личностного развития учащихся |
|
Оптимальность отбора учебного содержания |
отбор содержания в соответствии с целями (задачами) учебного занятия и требованиями учебной программы |
соответствие содержания возрастным особенностям учащихся и специфике учебного занятия |
|
логическая структурированность материала |
|
практическая направленность изучаемого материала (связь с жизнью) |
|
личностная значимость материала для учащихся (использование воспитательного потенциала содержания) |
|
предполагаемое использование учебного содержания для формирования общеучебных навыков и ключевых компетенций (использование развивающего потенциала содержания) |
|
Планируемая деятельность учителя по: |
мотивации учебно-познавательной деятельности |
организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с целями (задачами) учебного занятия |
|
организации взаимодействия участников образовательного процесса |
|
Предполагаемое дидактическое оснащение учебного занятия |
оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся |
адекватность планируемых методов обучения целям (задачам) и содержанию |
|
рациональность отбора средств обучения |
|
Планируемая деятельность учащихся по: |
усвоению знаний и освоению способов деятельности |
развитию личностных качеств и способностей |
|
взаимодействию с одноклассниками и учителем |
|
Планируемая контрольно-оценочная деятельность |
определение объектов контроля и содержания оценки |
адекватность отобранных способов контроля и оценки |
|
взаимодействию с одноклассниками и учителемразработанность инструментального обеспечения контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся |
1. На основании чего были поставлены цели и определен тип учебного занятия?
2. В чем проявлялась на учебном занятии авторская педагогическая идея?
3. Как учитывались психолого-педагогические особенности класса при реализации запланированного учебного занятия?
4. Насколько реализовано содержание учебного занятия? Удалось ли предвидеть возможные варианты изменения содержания на учебном занятии?
5. В каких ситуациях пришлось изменить запланированные методы и формы преподавания и почему?
6. Как осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход?
7. Насколько отобранные средства способствовали эффективности учебного занятия? Были ли использованы дополнительные, не запланированные заранее средства?
8. Насколько адекватно Вам удалось оценить результаты деятельности учащихся на учебном занятии?
9. Как Вы оцениваете степень достижения целей (решения задач) учебного занятия?
10. Как Вам удалось использовать непредвиденные ситуации для повышения эффективности обучения?
11. Какие ситуации, на Ваш взгляд, не получили должного решения?
12. Какие выводы для совершенствования дальнейшей педагогической деятельности возможно сделать на основе проведенного учебного занятия?
свернуть